Публичный отчёт за 2009-2010 учебный год
об экспериментальной деятельности  ГЭП 1 уровня ГОУ ЦО №1311 «Тхия»
в составе 4 проблемного объединения
«Развитие способностей к самостоятельной исследовательской творческой деятельности через реализацию
компетентностного подхода».

Тема ГЭП образовательного учреждения: «Школьное телевидение в реализации компетентностного подхода»

 
1. Название ГЭП: ГОУ СОШ №1311 – ГЭП 1 уровня в составе городской сетевой экспериментальной площадки «Перспективы развития художественно-эстетического образования в социокультурном пространстве современного мегаполиса», 4 проблемного объединения «Развитие способностей к самостоятельной исследовательской творческой деятельности через реализацию компетентностного подхода».

2. Цели эксперимента:

3. Основные цели, задачи экспериментальной деятельности образовательного учреждения на 2009-2010 учебный год.
Проблема, на решение которой направлена инновационная работа: развитие мотивации детей к познанию и творчеству в системе школьного телевидения, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся в сфере медиакультуры, их социокультурной и этнокультурной адаптации к жизни в современном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.  

Цели эксперимента на 2009-2010 учебный год:

Задачи эксперимента на 2009-2010 учебный год:

Что улучшилось в ГОУ:

4. Направления экспериментальной работы на 2009-2010 учебный год (специфика деятельности ГЭП относительно существующих практических разработок в этом направлении):

Каждая из разработок в данном направлении в каком-то аспекте является уникальной. Эксперимент в ЦО № 1311 уникален тем, что впервые сделана попытка организовать  работу профессионального школьного телевидения в тесной взаимосвязи с образовательным учреждением. Обычные, более традиционные варианты решения этой проблемы – развитие способностей учащихся к самостоятельной исследовательской творческой деятельности на базе профессионального телевидения в учреждениях ДО (МГДТУЦ, Киношкола «На Миуссах», Телеакадемия в Останкино и т.д) или отдельные кино- и телестудии в ОУ, возглавляемые любителями-непрофессионалами или специалистами в отдельных областях экранного творчества (библиотекарями, педагогами-предметниками, операторами, сценаристами). Оба этих варианта не дают возможности органично сочетать профессиональный подход к медиатворчеству детей и подростков и образовательные задачи, когда итоги работы являются одинаково ценными и в образовании, и в воспитании, и в выборе будущего профессионального пути, да и наконец просто в развитии личности. Подобная организация процесса предъявляет высокие требования и к профессионалам телевидения (грамотное профессиональное обучение детей, консультирование отельных телепроектов), и к педагогам ЦО (высокая профессиональная квалификация, психолого-педагогическая грамотность, освоение медиакультуры, активное участие в работе телестудии), и к учащимся. Оценка такого рода деятельности всегда сложна; проследить ее можно по совместным итогам образовательного процесса, качеству телепродукции, эффективности организации системы внутришкольной обратной связи телевидения и участников образовательного процесса – детей, родителей, учителей. В данном случае итоги работы наглядно представлены в активности самих учащихся (количество телевизионных проектов и их связь с учебными темами, регулярность работы), грамотности консультационной и профессиональной поддержки, открытости информационного пространства ОУ, качестве самих работ (количество премий и наград, полученных на различных фестивалях, конкурсах и т.п.).
По итогам исследования в рамках темы «Школьное телевидение в реализации компетентностного подхода» были разработаны:
комплекс программ по базовым направлениям школьного телевидения (Биржа сценариев, телережиссура, мультимедиа, сценарное мастерство) на основе компетентностного подхода;
выявлены подходы к совершенствованию материально-технической базы школьного телевидения (специфика перехода на цифровые технологии) как ресурса обеспечения компетентностного подхода – это необходимость комплексного рассмотрения задач образовательного учреждения и задач школьного телевидения, коллективное выполнение детских телепроектов при системе консультирования, профессиональной и образовательной оценки телепродукта, развернутой системы обратной связи, активного включения в молодежное медиапространство округа, города, страны. На основе комплексного подхода начата разработка рекомендаций для технического обеспечения перехода современных школьных телевизионных студий на цифровые технологии.

5.  Используемые методики, формы организации работы педагогического коллектива:
Методики предпрофильной и профильной подготовки на основе телевизионных технологий;
методики базового и интегрированного медиаобразования (развитие личности учителя и учащихся средствами и на материале работы школьного телевидения),
методики профильного обучения и формирования информационных компетенций в сфере школьных СМИ (А.В.Шариков, Л.Стр. Зазнобина, Ю.Н.Усов и др.);
методики проектной деятельности на материале мультимедиа (по материалам кафедры эстетического образования и культурологии МИОО);
формы организации работы педагогического коллектива – постоянный мониторинг экспериментальной деятельности, организация временных творческих коллективов, психолого-педагогические сопровождение выполнения телепроектов, совершенствование системы взаимоотношений между учеником и учителем (расширение роли учителя от носителя и транслятора знаний до организатора учебной деятельности, консультанта и коллеги по решению задач, поиску необходимой информации из различных (в том числе и нетрадиционных) источников); самоаудит (телевизионно-творческой, образовательной воспитательной деятельности).

6.  Полученные результаты в 2009-2010 учебном году
Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что взаимодействие современного школьника с окружающим миром на рубеже XXI  века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего “фона” системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в “электронную среду”, ориентироваться в ней, приобретать навыки “чтения”, переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее, уметь создавать собственные тексты на языке СМИ – это и есть одна из важнейших задач современного профильного образования в сфере СМИ и телекоммуникаций.
Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей,  воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» - рекламы,  СМИ, Интернета, – на сегодня не приносят желаемых результатов. Невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Следовательно, подросток должен сам научиться создавать медиасообщения. Широко развернутая работа школьного телевидения, в сочетании с предметным обучением, отвечает на сформулированный        выше вызов – подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Наша задача состояла том, чтобы научить его этому, повысить его активность, дать возможность проявить себя в творчестве. Процесс формирования информационных компетенций в этом случае становится неотъемлемым элементом обучения, диктует тесную взаимосвязь школы и жизни, способствует социальной адаптации подростков, формирует социальную ответственность юных авторов в сфере массовых коммуникаций, расширяет возможности реализации этнокультурных компонентов в работу Центра образования.
В рамках работы школьного телевидения было осуществлено включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения: визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этих задач требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

Реализация эксперимента в системе общешкольного проекта «Школьное телевидение» в 2009-2010 учебном году привела к следующим результатам:

Проведенные мероприятия:  

Месяц
дата

Название мероприятия

Форма проведения

Для какой категории участников ЭД

Результаты, продукты и формы отчетности

Один раз в два месяца

Школьные телеэфиры

Телевизионное вещание по кабельному ТВ сети школы

Учащиеся 5-11 классов, учителя, администрация.

Школьная ТВ программа, Интернет-версия  ТВ-программы на сайте школы

16.12.2009

День рождения школы в ДК «Меридиан» - видео оформление праздника

Показ видеосюжетов на большом экране во время праздника,  виртуальные видео декорации по ходу действия.

Учащиеся 1-11 классов школы и представители школ-партнеров, родители учащихся, выпускники, приглашенные на праздник гости.

Усиление художественного воздействия на аудиторию, рост интереса учащихся (в т.ч. школ-партнеров) к деятельности школьного телевидения.
Видеоотчет о празднике.

Два – три раза в год
( по мере готовности)

Презентации авторских  учебных видеофильмов

Творческая встреча авторов и зрителей с открытым профессиональным обсуждением

Учащиеся 5-11 классов, учителя, администрация,
Родители.
Приглашенные гости.

Творческий праздник, видеоотчет.
Сюжет ШТВ

Один раз в год (май)

Церемония выборов школьных телеакадемиков

Торжественное награждение победителей

Учащиеся 5-11 классов, учителя, администрация,
Родители.
Приглашенные гости.

Творческий праздник, видеоотчет,
сюжет ШТВ

Один раз в год (апрель – май)

Итоговый видеоальманах
10-го класса

Творческий экзамен по видеотехнологии 10-го класса

Учащиеся 10 класса, кафедра,
родители.
Приглашенные гости.

Творческий праздник, видеоотчет, сюжет ШТВ

Ежемесячно

Мастер-класс по темам:
1.Режиссерское искусство
2. Операторское искусство
3. Искусство монтажа

Факультативные занятия.

Учащиеся 5-11 классов.

Творческие занятия, видеоотчет

Ежемесячно, по средам

«Киносреда»

Занятия творческого клуба любителей кино

Учащиеся 1-11 классов,учителя, администрация,
родители.

Видеоотчет, сюжет ШТВ

Ежегодно (по мере проведения)

Участие в окружных, городских и международных конкурсах детского творчества («Юные таланты Московии», «Ярмарка идей», «Детская телеакадемия», «Киностарт» и др.)

Творческое состязание с другими детскими коллективами.
Встречи с известными мастерами кино.

Учащиеся 5-11 классов

Творческий праздник, видеоотчет, сюжет ШТВ

4. Список фильмов и видеопроектов, выполненных за отчетный период

 

Повышение уровня работы ГОУ отражено в следующих показателях:

8. Разработка новых методик, форм организации учебной деятельности, программ, шаг преобразования
Введение цифровых телевизионных технологий определяет необходимость адаптации всех существующих программ и системы технического обеспечения школьного телевидения под новые возможности. Возникает новая среда для творчества детей – отсюда и проблемы исследования возможностей для творчества, проблем технологического и организационного обеспечения работы современной школьной телестудии, методик обучения детей, форм учебной деятельности, органично сочетающих познание, воспитания и творчество, путей и методик развития творческих исследовательских способностей учащихся в медиапространстве ОУ.

Разработан пакет нормативных и методических документов по организации и функционированию школьного телевидения в образовательном учреждении:

 

9.   Публикации

№№ п/п

Название

Жанр публикации

Издание

Объем

Автор авторы

1

Комплект программ «Медиакультура» (журналистика, тележурналистика, основы экранной культуры)

Учебные программы

Нормативно-правовое обеспечение для ведения медиаобразователь-ной деятельности общеобразователь-ных учреждений: типовые программы учебных курсов по теме «Медиаобразование» / Региональный центр медиаобразования ГБОУ СО «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 2009. – 90 стр.
Стр. 12-51

3 п.л.

Е.А. Бондаренко

2

Медиакультура. Основы журналистики

Программа для 9-11 кл.

Сборник программ элективных курсов профильного художественно-эстетического образования. – М.: МИОО, 2009. – 256 стр.
Стр. 181-194

0, 8 п.л.

Е.А. Бондаренко

3

Основы экранной куьтуры. Искусство ХХ века: кинематограф и телевидение

Программа для 9-11 кл.

Сборник программ элективных курсов профильного художественно-эстетического образования. – М.: МИОО, 2009. – 256 стр.
Стр.195-206

0, 7 п.л.

Е.А.Бондаренко

4

Медиаобразование в формировании современной информационной образовательной среды

Научная статья

Образовательные технологии ХХI века. ОТ”09. – М. 2009. – 346 стр.
Стр. 51-56

0, 4 п.л.

Е.А. Бондаренко

5

Региональный центр медиаобразования как модель реализации новой образовательной стратегии в России

Научная статья

Актуальные задачи медиаобразования: Сборник научно-методических статей к конференции «Актуальные задачи медиаобразования в условиях расширения общественного участия в упралении образованием. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009. – 200 стр.
Стр. 96-101

0, 4 п.л.

Е.А. Бондаренко

6

Медиаобразование в помощь педагогам. Образовательное телевидение

Монография

Региональный центр медиаобразования ГБОУ СО «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 2009. – 44 стр.

3 п.л.

Е.А. Бондаренко

7

Формирование медиакультуры учащихся

Научная статья

Образовательные технологии ХХI века. ОТ”10. – М. 2010. – 417 стр.
Стр. 29-33

0,5 п.л.

Е.А. Бондаренко

8

Система взаимодействия базового и дополнительного образования

Научная статья

Образовательные технологии ХХI века. ОТ”09. – М. 2009. – 346 стр.
Стр. 69-73

0, 4 п.л.

Л.Д. Гликин

10. Основные сохраняющиеся проблемы (в том числе, не решенные в отчетном периоде):

11. Основные направления ближайшего развития

Основные направления ближайшего развития сформулированы в виде вопросов, ответы на которые предстоит искать по ходу эксперимента:

12. Приложения

1. Блок-схема организационной структуры школьного ТВ
2. Технологическая цепочка телевизионного производства на школьном ТВ
3. Годовые отчеты педагогов и технических специалистов по эксперименту
4. Презентации педагогов-участников эксперимента и технических специалистов
5. Фильм собственного производства о работе школьного ТВ
6. Фильм канала ТВЦ о работе школьного ТВ Центра образования №1311
7. Переходящий приз школьной телеакадемии (школьный Оскар)