 |
Психологическая
служба школы |
О
службе психолого-педагогического сопровождения |
Многие люди не понимают, для чего нужны психологи в школе. В иудаизме
есть идея о том, что дети наиболее близки к Всевышнему, поэтому
порой они могут давать ясные ответы на довольно сложные вопросы.
Мы решили поинтересоваться у детей младших классов, как они видят
работу психологов в школе. И вот самые интересные ответы:
- "чтобы у детей развивалась психики";
- они помогают развиваться;
- для того, чтобы не было сложно;
- чтобы дети были добрыми и послушными и умели разбираться в делах;
- для того, чтобы мы были спокойные, добрые и заботливые;
- для того, чтобы развиваться и играть.
Кто же мы такие и что мы делаем?
Мы - это служба психолого-педагогического сопровождения Центра образования,
в которую входят психологи, логопеды и дефектологи. Совместно с
педагогами, родителями, кураторами и детьми мы ищем оптимальный
путь развития ребенка, формируем подходящую для каждого в отдельности
образовательную среду.
Для того чтобы окончательно разобраться с тем, кто такие
психологи, легче пойти от обратного:
1. Психолог - это не врач.
Когда кому-то предлагают обратиться к психологу, можно услышать:
"Я не больной, чтоб идти к психологу!". Но психолог и
не работает с больными, психолог - это специалист в области
консультирования и диагностики психически здоровых людей, без применения
каких бы то ни было лекарственных средств.
2. Психолог - это не учитель.
Учитель должен найти способ передать ученикам заранее известные
знания и научить детей этими знаниями пользоваться. Психолог обладает
определенными знаниями и представлениями о том, что такое здоровая,
развитая, гармоничная личность, и он использует их для того, чтобы
помочь каждому конкретному человеку раскрыть собственный потенциал
для решения стоящих перед ним задач.
3. Психолог - это не волшебник.
Если вы пришли с проблемой, не стоит ждать, что она разрешится после
одной консультации. Психолог может помочь вам разобраться в себе,
помочь увидеть собственные возможности, научить пользоваться внутренними и внешними
ресурсами. Скорее всего, жизнь заиграет перед вами новыми красками
и откроются новые возможности. Но это долгая совместная работа - ваша
и психолога.
Кто же тогда логопеды?
Среди ответов детей были и такие: "Психологи для того, чтобы
развить нашу речь". На самом деле этим занимаются совершенно
другие профессионалы, входящие в состав службы. Если ребенок плохо
говорит, постоянно делает ошибки на письме, не понимает смысла прочитанного,
то решить эти проблемы ему помогает логопед. Логопеды какое-то время
относились к начальной школе. Теперь они являются частью психологической
службы, но тесный контакт с начальной школой не утерян, ведь работа
по развитию речи ребенка наиболее эффективна именно в возрасте 7-10
лет.
Как говорят в Англии, "the last but not the least" (последний
по списку, но не последний по значимости) - это дефектолог,
помогающий преодолеть трудности в освоении учебного материала и
работающий с ребенком индивидуально или в небольших группах. Эти
специалисты появились в школе недавно,но за это время и учителя,
и родители убедились, насколько полезны и важны занятия такого рода.
|
О
специалистах службы |

Зинаида Моисеевна Кордун, логопед |
Учитель-логопед. Занимаюсь с детьми начальных классов, у которых
есть логопедические проблемы или просто трудности усвоения русского
языка.
Наши занятия проходят индивидуально или в малых группах по 4-7
человек.
Родители детей с нарушениями произношения отдельных звуков или
общим недоразвитием речи, незначительным или явно выраженным, могут
прийти на консультацию во все дни, кроме среды. |

Алия Джангировна Есипенко, дефектолог
|
Мне повезло. Четыре дня в неделю (понедельник-четверг, с 9 до 14
ч.) я встречаюсь с самыми милыми, с самыми искренними и веселыми
ребятами - учениками первых, вторых и третьих классов.
На занятиях мы вместе стараемся справиться с учебными трудностями. |

Наталья Владимировна Михайлова, логопед (Тинок)
|
Ваш малыш плохо выговаривает слова? Его не понимают сверстники?
Дошкольное отделение "Тинок" и я, учитель-логопед, будем
рады вам помочь.
Постановка звуков, обучение рассказыванию, подготовка к школе в
доступной и интересной игровой форме. |
Родительский
клуб |
Родительский клуб - это пространство, которое мы создаем, чтобы
вы могли прийти, поделиться своими переживаниями, интересами, опытом
и знаниями по поводу развития ребенка, ваших взаимоотношений, школьной
жизни. В этом пространстве нами создаются условия для появления
важных вопросов и поиска собственных ответов. Мы делимся с вами
также своими знаниями, профессиональным опытом, который, надеемся,
помогает вам эти ответы находить.
Как мы организуем это пространство?
В группе заинтересованных участников мы обсуждаем тему, выбираем
день и время встречи. На каждой встрече мы предлагаем разные формы
исследования выбранных тем: дискуссия, лекция, моделирование ситуаций,
упражнения, творческие методы (рисование, лепка, коллаж) и другое.
Таким образом, теоретическая информация наполняется вашим собственным
смыслом и опытом, который в дальнейшем вы можете использовать в
общении с детьми. По темам встреч мы готовим статьи, которые рассылаем
по электронной почте заинтересованным родителям. |
Проект
"Интеграция" |
В 2006-2007 учебном году в рамках Центра образования начал функционировать
проект по интерграции детей с особыми потребностями в массовую школу.
Работа проекта строится на основе Приказа Минобразования РФ от
22 октября 1999 г. "Об утверждении Положения о службе практической
психологии в системе Министерства Образования Российской Федерации",
Законе г. Москвы от 28 апреля 2010 года №16 "Об образовании лиц
с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве", Положения
о службе психолого-педагогического сопровождения ЦО №1311 "Тхия",
Положения о Проекте "Интеграция" ГОУ ЦО №1311 "Тхия", что не противоречит
уставу и лицензии Центра образования. Проект работает при поддержке Благотворительного
фонда "Джойнт", Еврейского агентства "Сохнут" и Российского Еврейского Конгресса .
Основной целью данного проекта является включение детей с проблемами
в освоении учебного материала в образовательный процесс традиционной
школы, организация среды для эффективной адаптации и социализации
ребенка.
За время существования Проекта сложилась система работы с детьми
с особыми потребностями. В зависимости от структуры дефекта, в начале
года разрабатываются индивидуальные маршруты сопровождения. В обычное
школьное расписание ребенка встраиваются занятия с логопедом, дефектологом
или психологом. Формы работы со специалистами подбираются в зависимости
от структуры и сложности дефекта: в отдельных случаях организуется
работа в малых группах, для некоторых детей организованы индивидуальные
занятия. В течение учебного года учебный маршрут корректируется,
исходя из потребностей детей.
В 2007-2008 году педагогический коллектив Центра образования, специалисты
и администрация прошли курс повышения квалификации в Московском
институте открытого образования на базе Института коррекционной
педагогики РАО, кафедры интегрированного обучения в общеобразовательных
учреждениях "Клинико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция
стойких трудностей в обучении детей".
Для адаптации детей с особыми образовательными потребностями, при
переходе из начальной школы в среднюю, в пятом классе введена должность
ассистента учителя.
В рамках проекта сложилась чёткая система сотрудничества ЦО со специалистами
различных внешних организаций:
- в 2007-2008 учебном году ЦО заключил договор о сотрудничестве
с Центром Лечебной Педагогики (ЦЛП);
- в 2007-2008 учебном году установлен контакт с Институтом коррекционной
педагогики Российской академии образования (ИКП РАО);
- в 2008-2009 учебном году ЦО заключил договор с Центром диагностики
и консультирования "Надежда";
- в 2010-2011 учебном году заключен договор о сотрудничестве с
Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ясенево".
|
Полезные
ссылки
|
|
-
Сайт психологической службы центра образования №1311
-
И.П.Брязгунов,
Е.В.Касатикова. - Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных
детях.
-
Семейное
образование, домашнее образование, экстернат. Подборка статей
на данную тему.
-
Центр лечебной
педагогики создан в 1989 году группой специалистов и родителей
как общественная благотворительная организация для помощи детям
с разными нарушениями развития, которых не принимали ни в одно
детское учреждение. Центр - одна из первых в России негосударственных
организаций, которая стала помогать особым детям развиваться
и адаптироваться к жизни.
-
Сайт
родителей особых детей.
-
Сайт
для родителей детей с СДВГ.
-
Сообщество
родителей особых детей.
-
Окружной
сайт инклюзивного образования.
|
|
|